savchenko_alex (savchenko_alex) wrote,
savchenko_alex
savchenko_alex

Categories:

Маяк острова Аскольд ( история капитана В.Островского )

untitled-7068-2.jpg

Размещение маяка на острове Аскольд было предопределено его располо­жением в юго-восточной части Уссурийского залива. Являясь отличным ориен­тиром для судов, идущих к Владивостоку с юга и юго-востока остров высокий и гористый как естественный маяк появляется по курсу судов, идущих в залив Стре­лок или к Босфору-Восточному.
После перебазирова­ния в 1871-72 гг. Сибирской военной флотилии из Ни­колаевска-на-Амуре во Владивосток, судоходство в заливе Петра Великого стало значительно интен­сивнее и остров, лежащий на морском пути в разви­вающийся порт, требовал скорейшего навигационно­го ограждения. В 16-лет­нем (1875-1891) плане по­стройки и переоборудова­ния плавучих и береговых маяков на морях России начало строительства ма­яка Аскольд было предус­мотрено в 1874 году. По разным причинам строи­тельство откладывалось и началось только в 1879 году. До этого роль маяка выполнял небольшой фо­нарь, установленный на каменном фундаменте вы­сотой 2 м.
Площадку для установ­ки башни выбирал сам Главный командир портов Восточного океана, воен­ный губернатор Приморс­кой области Восточной Си­бири контр-адмирал Г.Ф. Эрдман. Докладывая гене­рал-адмиралу и в Гидро­графический департамент о результатах своей поезд­ки на остров он отметил: «Летом туман так идет, что заслоняет и верхние и низ­кие места, да так, что вер­хние иногда видны, а низ­кие нет... Полагаю местом избрать возвышенность, имеющую 589 футов над уровнем моря и находящу­юся на юго-западной час­ти южного мыса... (мыс Елагина - авт.) к тому же в 200 саженях от него имеется несколько род­ников пресной воды».

2.
untitled-7070.jpg

Было принято решение, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, как предусмотре­но проектом, а из камня.
  Строить маяк подрядился Владивостокский купец Отто Линдгольм. Главным наблюдающим был назна­чен инженер полковник Хаакель. На все строи­тельство было отпущено 95 685 руб. (Стоимость возведения аналогичных маяков на Черном и Бал­тийском морях составляла в то время 60-70 тыс. руб.). Фактически строительство обошлось казне в 168 824 руб., почти в два раза до­роже. Вызвано это было дороговизной материалов и трудностями их доставки к месту строительства. Из строительных материалов на месте оказались при­годными только глина и бутовый камень. Все ос­тальное пришлось заво­зить из Владивостока.
   К моменту возведения маяка на острове не было никаких жилых построек и дорог. Поэтому строитель­ные работы начали с воз- ведения пристани, бараков для рабочих и прокладки «винтовой» дороги вокруг горы. Башню высотой 8,4 м от основания построили из кирпича, служебные и жи­лые здания - из местного бутового камня. Светооптический аппарат был за­куплен в Англии на заводе братьев Чанс.
   Осенью 1881 года стро­ительство было закончено и Главный командир пор­тов Восточного океана и военный губернатор Вла­дивостока контр-адмирал А.Ф. Фельдгаузен доклады­вал в гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хорошо и прочно, службы на маяке не оставляют желать луч­шего, аппарат действует исправно... Освещение начато с 29 сентября 1881 года. Башня красного цве­та, огонь белый с проблес­ками через 1 минуту про­должительность 8 секунд. При испытаниях даль­ность видимости состави­ла 35 миль». В свою оче­редь Гидрографический департамент 8 октября 1881 года опубликовал в газетах извещение мореп­лавателям об открытии на острове Аскольд маяка.
   Для подачи туманных сигналов на оконечности мыса установили колокол и пушку-единорог. Для свя­зи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигналь­ную мачту.
  Никакой связи маяка с берегом в первое время не было. Чтобы как-то облег­чить положение маячников, Главный командир портов Восточного океана сразу после открытия мая­ка издал приказ: «За не­имением с островом Ас­кольд постоянного сообще­ния и ввиду полной невоз­можности для смотрителя маяка посылать в Гидро­графическую часть донесе­ния в случае надобности, предлагаю командирам судов вверенной мне фло­тилии при проходе мимо острова Аскольд, если на Аскольдском маяке будет поднят флаг или шар, не­пременно посылать на маяк судовую шлюпку, а по невозможности сего, тот­час же по приходе во Владивосток сообщать о том в Гидрографическую часть».
   Маяк работал круглый год. Обслуживающий его персонал состоял из смот­рителя и восьми матросов Сибирского флотского эки­пажа. Первым смотрите­лем был назначен по пред­ставлению Гидрографичес­кого департамента при­сланный с Балтики бывший смотритель Оденсхольмского маяка (ныне Осмуссаар) опытный специалист губернский секретарь Афа­насьев.
Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и было принято решение полови­ну команды менять осе­нью, а вторую половину весной, чтобы четыре чело­века постоянно оставались из числа опытных, хорошо знакомых с маячной аппа­ратурой служителей.
  Маяк работал. В 1890 г. капитан норвежского паро­хода «Ф. Нансен» передал через фирму «Кунст и Альберс» письмо, в котором благодарил смотрителя маяка на острове Аскольд за то, что тот во время ту­манной ночи выстрелами из пушки и ударами коло­кола предупредил капита­на о приближении судна к прибрежным скалам.
  В 1892 г. был проведен капитальный ремонт баш­ни, проложена новая доро­га из бухты Наездник, куда доставлялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза - вместо одиннадцати верст, всего четыре. В этом же году специально назна­ченная комиссия выбрала место для сирены на мысе Шугайдуй (мыс Пальчатый), в двух километрах от мая­ка, где есть ключ пресной воды для парового котла.
  В 1896 г. маяк уже имел вращающиеся механизмы. В том же году старший слу­житель маяка крестьянин Аггей Кузнецов был награж­ден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станис­лавской ленте на груди.
Из-за сурового климата кирпичная башня маяка не простояла и пятидесяти лет. Уже в начале прошло­го века она начала трес­каться и крошиться. Пери­одические ремонты мало помогали, и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени.

3.
untitled-7090.jpg

Он представляет собой белую восьмигранную башню вы­сотой 8 м у белого одно­этажного здания. В метал­лическом фонарном соору­жении с медным куполом был установлен диоптри­ческий светооптический аппарат 1-го разряда с лампой системы Чанса.
   Трудные годы Граждан­ской войны, плохое снаб­жение привели к тому, что опытные служители поки­нули маяк. Их заменяли в основном инвалиды Пер­вой мировой войны, реко­мендованные к работе на маяке Владивостокским комитетом инвалидов. Они не понимали всей ответ­ственности за безопас­ность мореплавания, рабо­тали небрежно, и налажен­ный на маяке порядок раз­валился. Кроме того, маяк часто посещали вооружен­ные белогвардейцы, крас­ноармейцы, просто банди­ты. Как правило, такие на­беги заканчивались обык­новенными грабежами. Доклады смотрителя в Ди­рекцию маяков полны жа­лоб на бесчинства: «Неиз­вестные вооруженные люди отобрали запасы со­лонины и сухарей»; «21 июля 1918 года вооруженными людьми чехословац­кого отряда реквизировано четыре ружья»; «27 апре­ля 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд красноармейцев. Забрали зрительную трубу, медные баки, пироксилин и бик­фордов шнур». Несмотря ни на что, маяк продолжал действовать и помогать кораблям и судам, находя­щимся в море.
   В предвоенные годы техническое оснащение маяка совершенствова­лось, и в 1940 году прика­зом начальника Гидрогра­фической службы ТОФ он был отнесен к маякам пер­вого разряда. В годы Вели­кой Отечественной войны и войны с Японией маяк надежно обеспечивал пла­вание наших кораблей.
   Интересен такой факт. 21 сентября 1951 года в Севастополе закончилось строительство нового Херсонесского маяка взамен старого, разрушенного до основания фашистами. В фонарной башне нового маяка был смонтирован полизольный осветитель­ный аппарат, доставлен­ный с Тихоокеанского фло­та с маяка Аскольд. Прослу­жив более десяти лет на Черноморском флоте, сот­ни раз наблюдая свет Херсонесского маяка возвра­щаясь в родную базу - Се­вастополь, автор очерка никак не мог предполо­жить, что этот свет был пу­теводной звездой для мо­ряков на Тихом океане.

4.
untitled-7101.jpg

В настоящее время маяк Аскольд оснащен со­временной светооптической техникой и радиомая­ком и продолжает надеж­но обеспечивать безопас­ность мореплавания на подходах к заливу Стрелок и Владивостоку. В штат маяка входит пять гражданс­ких служащих, начальни­ком маяка с 2004 года яв­ляется Толстой Юрий Все­володович.
   Моряки придумали много красивых слов, что­бы выразить свою любовь и признательность к мая­кам, установленным на бе­регах всех морей земного шара. В прошлом маяки называли святынями мо­рей. Сколько кораблей и человеческих жизней спас­ли сигналы маяков в штор­мовые темные ночи и ту­манные дни не счесть. Их называют «Прометеями моря», «светочами Зем­ли», часовыми, стерегущи­ми благополучие морепла­вателей, караульными ос­тровов и проливов. Но все маяки обслужи­вают люди, которые живут рядом с чайками на самых опасных скалах и отдален­ных островах, месяцами и годами лишенные цивили­зации и элементарных бы­товых удобств. Низкий вам поклон, МАЯЧНИКИ, за ваш труд от всех кто ходил и хо­дит в моря, от наших род­ных и близких за то, что бла­годаря вам корабли воз­вращаются к родным при­чалам.

5.
untitled-7103.jpg

6.
untitled-7105.jpg

7.
untitled-7111.jpg

8.
untitled-7113.jpg

9.
untitled-7120.jpg

10.
untitled-7122.jpg

11.
untitled-7125.jpg


Tags: Приморский край, Россия, маяк, панорамы, путешествие, путешествия, репортаж, треккинг, туризм, фото, экспедиция, японское море
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments